Содержание курса
Основы интернет-маркетинга
Об уроке
Первое, что нужно сделать при планировании продукта, — понять, зачем он и для кого. Если не определить реальные потребности или боли потенциального пользователя, продукт окажется бесполезным. Его никто не купит.
 
В этом уроке мы поговорим про потребности.
 
Будем отталкиваться от аксиомы, что никто ничего не делает просто так. Любое поведение обосновано, в том числе покупка. Когда маркетологи определяют, зачем человек совершает покупки, они говорят о «потребности».
 
Потребность — состояние, в котором человеку что-то нужно. Она побуждает к действиям.
Давай посмотрим, какие бывают потребности. В дальнейшем будет проще самостоятельно их формулировать.

Функциональные (их ещё называют «рациональные») и эмоциональные.

Функциональная потребность — «я хочу решить конкретную проблему или задачу». Можно ещё представить, что человеку для удовлетворения потребности требуется какая-то функция или набор функций продукта.
 
Эмоциональная потребность — «я хочу испытать эмоцию». Такая потребность может удовлетворяться функциями продукта. Но иногда помогают вещи, напрямую не связанные с ними.
 
Пример:
 
В кофейне можно удовлетворить функциональную потребность — выпить вкусный кофе. Для этого у кофейни должен быть набор функций:
 

-хорошая кофемашина

-качественный кофе в зёрнах

-умелый бариста

Ещё в кафе можно удовлетворить эмоциональную потребность — расслабиться, сделать перерыв в середине рабочего дня, побаловать себя. Тут тоже помогают функции, но уже другие:
 

-удобная мебель

-приятная музыка

-вкусные напитки

В случае эмоциональной потребности «хочу, чтобы мои друзья воспринимали меня как интересную и разностороннюю личность» функций недостаточно.
 
Кофейня, в которую я поведу друзей, должна быть малоизвестной, новой. Её должны посещать интересные персоны. Возможно, она упоминается в какой-то книге или здесь снимали кино.
 
Разделение на функциональные и эмоциональные потребности — условное. Любое поведение человека — это комбинация рациональных и эмоциональных позывов. Но знать об этой разнице полезно. Например, чтобы понимать, в какой момент предложить гостю лунго или эспрессо, а в какой — ванильный раф.